Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий
Министерство просвещения организовало горячие линии по вопросам работы в формате дистанционного обучения для директоров школ и региональных органов управления образованием, методической поддержки учителей и родителей, по вопросам среднего профессионального образования, для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оперативные новости
Горячая линия по вопросам
детского отдыха
+7 (800) 444-35-38
Телефон доверия
для детей, подростков и их родителей
+7 (800) 200-01-22
Горячие линии субъектов Российской Федерации:
Заявления Министра просвещения Российской Федерации
ТЕЛЕПРОЕКТЫ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПЛАТФОРМА «МОЯ ШКОЛА В ONLINE»
ОНЛАЙН-МАРАФОН МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ «ДОМАШНИЙ ЧАС»
ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
в России - на сайте https://стопкоронавирус.рф
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Право определять, как будут работать детские сады, предоставлено главам субъектов Российской Федерации.
Если ребёнок не будет посещать дошкольное учреждение в какие-либо дни, плата за эти дни не взимается.
Дошкольные образовательные учреждения работают в режиме организованных дежурных групп для детей, чьи родители работают в организациях, непрерывно действующих в условиях повышенной готовности.
ШКОЛА
Работа школ
Министерство просвещения рекомендует региональным властям организовать работу образовательных учреждений таким образом, чтобы дети и педагоги вели образовательный процесс дома с применением технологий дистанционного обучения.
В случае крайней необходимости могут быть организованы дежурные группы для учеников 1–4-х классов общеобразовательных школ, чьи родители работают в непрерывно действующих структурах (медицинских, обеспечивающих питанием, транспортных организациях).
Завершение учебного года 2019/20
С учётом сложившейся эпидемиологической ситуации Министерство просвещения подготовило рекомендации для образовательных организаций по завершению общеобразовательной программы 2019/20 учебного года в школах. Они выстроены таким образом, чтобы сохранить учащимся полноценные летние каникулы и время для отдыха.
Окончательное решение о сроках и форме завершения учёбы каждый субъект Федерации принимает самостоятельно, учитывая свою специфику и меры по защите здоровья населения, применяемые в регионе.
Для 1-8-х классов рекомендовано завершить обучение до 15-16 мая (в зависимости от продолжительности учебной недели). При этом с 15 до 25 мая необходимо оказать дополнительную поддержку по реализации программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, а также программ воспитания.
Для 10-х классов рекомендовано завершить общеобразовательные программы до 29-30 мая соответственно.
В 9-х и 11-х классах рекомендовано завершить обучение до 5 июня.
В соответствии с рекомендациями Минпросвещения России школам необходимо предусмотреть профилактические меры: соблюдение дистанции не менее 1,5 метров, как между учениками, так и в контакте с педагогами; не допускается смешение разных классов, объединение классов, объединение разновозрастных групп; предлагается, чтобы за каждой учебной группой был закреплен соответствующий кабинет для того, чтобы дети минимизировали свои перемещения по зданиям учреждения; начинать занятия в различное время. Крайне важна дезинфекция помещений в образовательных учреждениях с учетом контроля тех рекомендаций по применению дезинфицирующих средств, которые указаны производителями.
Приказ № 294 от 11 июня 2020 г. «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году»: https://docs.edu.gov.ru/id1912
Приказ № 296 от 11 июня 2020 г. «Об особенностях выдачи медали «За особые успехи в учении» в 2020 году»: https://docs.edu.gov.ru/id1914
Платформа «Моя школа в online»
Моя школа в online – совместный проект Минпросвещения России и ведущих российских компаний, оказывающих услуги в сфере образования.
Новая онлайн-платформа обеспечивает бесплатный доступ к учебным материалам по школьной программе с 1-го по 11-й класс всем учащимся, педагогам и родителям. Учебные материалы и задания для самопроверки помогут эффективно организовать самостоятельную работу учащихся дома.
Все базовые предметы учебного плана для всех классов размещаются поэтапно, материалы актуализируются ежедневно.
Платформа поможет обеспечить обучение школьников в населённых пунктах, не охваченных высокоскоростным интернетом. Учебные материалы можно открыть и сохранить на компьютере, планшете, телефоне.
ОГЭ
Для учащихся 9-х классов запланирована отмена проведения обязательных экзаменов по русскому языку и математике, итоговые оценки будут выставляться на основании годовых.
Такое решение обусловлено рекомендациями органов здравоохранения исходя из эпидемиологической ситуации в стране и необходимых требований защиты здоровья детей и педагогов.
ЕГЭ
В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией Единый государственный экзамен (ЕГЭ) будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Учащимся, не планирующим поступать в высшие учебные заведения, в аттестат могут быть выставлены отметки по итогам года.
Экзаменационная кампания пройдет в единые сроки в соответствии с требованиями Роспотребнадзора к санитарно-гигиеническому режиму.
Для проверки готовности системы к обязательному выполнению всех рекомендаций и предписаний Роспотребнадзора на местах запланировано проведение пробных экзаменов без участия детей 29 и 30 июня 2020 года.
Далее запланирован этап непосредственной очной сдачи ЕГЭ с 3 июля, который продлится до 23 июля включительно. Резервные дни запланированы на 24 июля (по всем учебным предметам, кроме русского языка и иностранных языков) и 25 июля по всем учебным предметам.
Таким образом, календарный план ЕГЭ сохранит свои рамки и будет проведен в течении июля. Вторая волна сдачи ЕГЭ для тех, кто по уважительным причинам не сможет принять участие в сдаче экзаменов в июле, пройдет в августе. Тем самым сохраняются все условия для проведения своевременной приемной кампании и возможности дальнейшего поступления учащихся в вузы.
Пункты проведения ЕГЭ будут оснащены средствами индивидуальной защиты. Рассадка участников в аудиториях будет организована с учетом соблюдения дистанции не менее 1,5 м. На входе в пункты проведения экзаменов все организаторы и участники будут проходить термометрию, аудитории будут предварительно дезинфицироваться. Проведение самого массового ЕГЭ по русскому языку планируется разделить на два дня, чтобы избежать скопления участников в аудиториях.
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
После консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом принято решение о переносе Всероссийских проверочных работ (ВПР) с конца этого учебного года на осень 2020 года (то есть начало следующего учебного года).
Результаты этих работ не будут являться формальной аттестацией самих школьников, а прежде всего, нужны для оценки уровня знаний учащихся. После проведения диагностических процедур школы и учителя получат соответствующие методические рекомендации для дальнейшей работы.
Всероссийская олимпиада школьников
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет.
В соответствии с приказом Минпросвещения России от 28 апреля 2020 г. № 189 участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл (установленный Министерством для участия в заключительном этапе олимпиады), признаются призерами олимпиады. Таким образом, ребята смогут воспользоваться льготами, полагающимися призёрам олимпиады при поступлении в вузы
Остальные участники регионального этапа олимпиады текущего учебного года, которые также набрали «проходной балл», но в следующем учебном году продолжат освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2020/21 учебном году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.
Оформленные дипломы призеров олимпиады в июне 2020 года будут направлены в субъекты Российской Федерации, в которых призеры принимали участие в региональном этапе олимпиады.
Приказ № 181 от 15 апреля 2020 г. «Об установлении количества баллов, необходимого для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, проводимой в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету и классу»: https://docs.edu.gov.ru/id1868
Приказ № 189 от 28 апреля 2020 г. «Об особенностях проведения всероссийской олимпиады школьников в 2019/20 учебном году и утверждения ее итоговых результатов по каждому общеобразовательному предмету»: https://docs.edu.gov.ru/id1870
Приказ № 269 от 27 мая 2020 г. «Об утверждении итоговых результатов всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету»: https://docs.edu.gov.ru/id1899
Детские лагеря
По поручению Минпросвещения России на базе Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения открылся специальный ресурсный центр в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Он собирает актуальную информацию в сфере организации детского отдыха по всем регионам, и здесь можно получить ответы на все вопросы, связанные с летней оздоровительной кампанией 2020 года: от особенностей перевозки детей в каждом регионе до оформления путёвок во всероссийские детские центры.
Телефон горячей линии: 8-800-444-35-38.
Электронная почта центра: leto2020@turcentrrf.ru
Педагогам
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объёме.
Родителям
На едином бесплатном государственном портале по поддержке родителей растимдетей.рф запущен навигатор консультационных центров.
Центры оказывают психолого-педагогическую, методическую поддержку по вопросам воспитания и образования детей, а также дистанционной формы обучения.
В России уже работают 163 консультационных центра.
Увидеть полный список центров можно перейдя в раздел «родители» -> «услуги в помощь».
Поддержка детей с особыми образовательными потребностями
Информация для специалистов и родителей, важная для обучения детей с особыми образовательными потребностями, размещается на сайте Института коррекционной педагогики РАО в специализированном разделе.
На сайте представлены методические и информационные материалы для педагогов, дефектологов, психологов, лучшие практики использования дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ, обучающие вебинары и памятки для родителей. Также родители могут получить консультацию от ведущих специалистов в области коррекционной педагогики и психологии.
Питание школьников
В условиях дистанционного обучения или продленных каникул Минпросвещения России рекомендует региональным властям обеспечить школьным питанием социально незащищенные категории обучающихся – детей с ОВЗ, детей из малоимущих семей, – предоставив им или их родителям (законным представителям) возможность получать продуктовый набор, рассчитанный на несколько дней, в школе и забирать его домой.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Для обеспечения непрерывности образовательного процесса Министерство просвещения рекомендует к использованию следующие федеральные и региональные образовательные онлайн-платформы, доступные для каждого студента организаций среднего профессионального образования, учителя, родителя бесплатно.
Онлайн-ресурсы для дистанционного обучения
Педагогам
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Особенности приема в колледжи и техникумы в 2020/21 учебном году
Минпросвещения России утвердило особенности приема в колледжи и техникумы в 2020/21 учебном году.
В соответствии с приказом продлён приём документов: на очную форму обучения он завершается 25 августа, по специальностям, требующим определённых творческих способностей, физических, психологических качеств, – 15 августа. Если в организации есть свободные места, приём продлевается до 25 ноября.
При этом организации сами устанавливают сроки приёма документов на очно-заочную и заочную форму обучения
Расширены способы подачи заявления о приёме документов: так, поступающие могут отправить заявление о приёме, а также уведомление о намерении обучаться по почте и в электронной форме (по электронной почте, через региональные порталы государственных и муниципальных услуг).
Вступительные испытания, а также подача и рассмотрение апелляций проходят с использованием дистанционных технологий. Формы испытаний определяются организациями СПО самостоятельно.
Описанные в приказе особенности приёма действуют по решению органа исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки.
Ссылка на Приказ Минпросвещения России № 264 от 26 мая 2020 г. «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 2020/21 учебный год»: https://docs.edu.gov.ru/id1896
Студентам колледжей, выпускникам
Минпросвещения России разработало методические рекомендации для организаций среднего профессионального образования в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий. Прежде всего они касаются выпускников колледжей.
Образовательные организации заканчивают учебный год по ранее запланированному графику. Рекомендуется организовать учебный процесс так, чтобы выпускники совмещали прохождение производственной практики с подготовкой выпускной квалификационной работы и подготовкой к экзаменам.
При наличии технических возможностей рекомендовано проводить мероприятия с использованием дистанционных технологий. Речь идет о производственной практике, государственной итоговой аттестации, защите выпускных и дипломных работ, проведении демонстрационного экзамена. Если обеспечение дистанционного формата работы не возможно, сроки проведения итоговой аттестации могут быть установлены по завершению сложной эпидемиологической ситуации.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1832
Государственная итоговая аттестация по программам СПО в 2019/20 учебному году
Учитывая сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку, складывающуюся в регионах России, приказом Минпросвещения России утверждены особенности проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году.
Решение о том, применять данные утверждённые особенности проведения ГИА или проводить аттестацию в традиционном формате, в каждом субъекте Федерации принимают с учётом складывающейся эпидемиологической обстановки.
Согласно документу, ГИА или её часть может быть проведена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Также в дистанционном формате можно сдать демонстрационный экзамен по 27 компетенциям Ворлдскиллс Россия.
Если нет возможности провести ГИА дистанционно, а эпидемиологическая ситуация не позволяет использовать очный формат аттестации, допускается перенос на более поздний срок сдачи выпускной практической работы и демонстрационного экзамена.
Кроме того, колледжам и техникумам дано право засчитать в качестве ГИА результаты промежуточной аттестации по профессиональным модулям образовательной программы, участия во всероссийских олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», а также чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Приказ № 257 от 21 мая 2020 г. «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году»: https://docs.edu.gov.ru/id1895
Центры опережающей профессиональной подготовки
Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров опережающей профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
Содействие трудоустройству выпускников
Минпросвещения России выпустило методические рекомендации по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательного процесса.
Рекомендации предусматривают создание в субъектах РФ центров содействия трудоустройству, в задачи которых входят взаимодействие с другими структурами, консультирование, психологическая поддержка выпускников, системная работа с привлечением рекрутинговых агентств, крупных IT-компаний-агрегаторов, поиск вариантов социального партнерства с заинтересованными в кадрах работодателями. Также предусмотрены организация временной занятости, трудоустройство выпускников в подведомственные образовательные организации, продолжение обучения по специальности.
Содействовать трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ могут базовые профессиональные образовательные организации и ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО.
В приложении к рекомендациям приводится перечень интернет-ресурсов, которые помогут в организации трудоустройства, самозанятости выпускников, получении ими практических навыков и компетенций.
Ссылка на рекомендации: https://docs.edu.gov.ru/id1882
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Минпросвещения России разработало методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1792
Минпросвещения России совместно с Минздравом России подготовлены методические рекомендации о проведении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и присмотр и уход за детьми, любой формы собственности, а также индивидуальными предпринимателями необходимых мероприятий, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе об организации медицинского осмотра детей при функционировании указанных образовательных организаций в режиме свободного посещения
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1808
Минпросвещения России совместно с Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» разработаны методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1857
Союзом охраны психического здоровья в связи с распространением коронавирусной инфекции разработаны рекомендации для подростков, их родителей и педагогов.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1803
Рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности.
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/id1849
Методические рекомендации по вопросам дистанционного обучения детей с ОВЗ, разработанные Институтом коррекционной педагогики РАО
Специалистам
Рекомендации для педагогов по организации динстационного обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Особенности реализации коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Родителям
Особенности организации дистанционной работы детей с ЗПР
Рекомендации родителям по организации развивающих занятий
Рекомендации по организации домашнего режима в условиях дистанционного обучения ребенка с РАС
Рекомендации для родителей по организации дистанционного обученияребёнка с тяжелым нарушением речи
Особенности реализации образовательной программы для обучающихся с ТНР в дистанционной форме (вариант обучения 5.2)
Сергей Сергеевич
Российской Федерации
Уважаемые коллеги, ученики и родители!
Сейчас все мы с вами оказались в ситуации, когда неожиданно и впервые приходится организовывать образовательный процесс совершенно иначе. Безусловно, вопросов много, не всё сразу понятно, что-то получается не с первого раза.
Министерство просвещения контролирует то, что происходит в системе образования, всесторонне помогает регионам, даёт информацию, оказывает методическую помощь. Но многое зависит и от того, как мы все будем действовать сообща: необходимо действовать спокойно, рассудительно, сохраняя рабочий процесс.
У нас с вами есть главное: понимание цели – дать каждому ребёнку, где бы он ни жил, возможность получать качественное образование, предоставить много различных ресурсов для организации обучения на дому. И, конечно, общая мощная взаимная поддержка.
Министерство оказывает школам всестороннюю методическую и организационную помощь, лучшие педагоги и эксперты, круглосуточно дежурящие на горячих линиях, делятся советами и индивидуально подходят к каждой конкретной ситуации.
Призываю сохранять самообладание, быть выдержанными и терпеливыми, внимательными друг к другу.